Новая услугаУдаленное бухгалтерское обслуживание. Помогаем общаться с налоговой и экономить деньги. От 1500 ₽ в месяц

Прозрачные перспективы

В 2018 начнется не только Чемпионат мира по футболу: к этому времени Россия должна закончить работы по присоединению к международному соглашению по автоматическому обмену информацией. Чем это грозит бизнесу и кого «накроет» волной прозрачной отчетности? Давайте разбираться.

«Денег нет сейчас. Но вы держитесь там!» — сказал Медведев крымским бабушкам. И есть подозрение, что только первая часть этого послания адресована пенсионерам. А «держитесь там» — это уже для бизнеса было сказано. В смысле: «ну, погоди, и до тебя доберемся».

Судите сами: если присмотреться поподробнее, можно понять, что все самые креативные законопроекты последних двух-трех лет разработаны в славных традициях Остапа Сулеймановича Бендера, которому были известны «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег у населения». Это и амнистия капитала, и раскрытие иностранных активов предполагают возникновение вопросов по налогам, потому что «глубина» у подобных вопросов исчисляется годами. Проект по присоединению страны к международному соглашению по автоматическому обмену информацией не исключение. Есть только одно довольно неприятное для бизнеса «Но»: амнистия капитала, к примеру — это дело добровольное. Хочешь — пользуйся, не хочешь, слова никто не скажет. Система автоматического обмена информацией не будет интересоваться чьими-то пожеланиями: налоговая получит информацию про всех.

Все началось не вчера

Когда шесть лет назад в США приняли «Закон о налогообложении иностранных счетов» (FATCA), который по факту стал началом образования системы автоматического обмена между странами мира информацией о финансовых счетах их резидентов, в России никто не обратил на это внимания. И правильно сделал: на тот момент у предпринимателей, которые вели дела за границей, держали средства на счетах зарубежных банков и в полной мере использовали все преимущества схем налогового структурирования различных сделок с использованием иностранных компаний и структур, не было причин для волнений. Просто потому, что Россия не входила в состав стран, подписавших Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. И до какого-то момента российские налоговые органы действительно обладали ограниченными средствами по получению информации от иностранных налоговых органов. Даже прямой запрос информации по конкретной компании или физическому лицу мог обрабатываться годами, и полученная в итоге информация часто теряла свою актуальность.

Перемены начались в 2013 году. В апреле о своих планах организовать обмен информацией о счетах заявили министры финансов Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании. В июле к этим странам присоединилась Бельгия, Чехия, Голландия, Польша, Румыния, Мексика и Норвегия. В мае уже работала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая призвала все государства обеспечить доступность, качество и аккуратность информации о бенефициарных собственниках в целях эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов и налоговыми злоупотреблениями.

Западные финансовые системы всегда стремились к прозрачности и доступному обмену данных. В принципе, любое расследование Навального основано именно на этой доступности информации о счетах, сделках и бенефициаров этих сделок. Но даже после инициатив 2013 года у российского бизнеса оставалась надежда, что повышение прозрачности не затронет Россию, и они смогут как и прежде работать на двух фронтах, используя недоступность для налоговой службы РФ информации о счетах и транзакций за рубежом в своих целях. Не пронесло.

В сентябре 2013 года лидеры стран — членов «Большой двадцатки» признали автоматический обмен информацией в качестве нового глобального стандарта, который был утвержден Советом ОЭСР 15 июля 2014 года. Россия подписала соглашение о присоединении к Стандарту 12 мая 2016 года на Пекинском форуме.

И что теперь?

А теперь, как говорили в одной старой рекламе, «началась в нашем селе совсем другая жизнь»! Конечно, каждый резидент России и до подписания этого соглашения должен был декларировать свои иностранные счета и доходы и платить с них налоги. Но раньше налоговый инспектор практически не имел возможности проверить: а не забыл ли кто-то из граждан России внести в декларацию свои зарубежные доходы. И это давало многим возможность страдать временной и очень локальной амнезией.

В рамках автоматического обмена финансовые институты обязаны будут сообщать в свои национальные компетентные органы информацию, касающуюся финансовых счетов физических лиц (в том числе владеющих счетам косвенно через пассивные организации) и организаций, являющихся резидентами иностранных государств, которые также присоединились к автоматическому обмену. Информация, полученная от финансовых учреждений, будет периодически передаваться компетентным органам соответствующего иностранного государства, резиденты которого являются непосредственными владельцами счетов.

Информация, подлежащая сбору и раскрытию, включает в себя:

  • информацию о владельце счета (и о его бенефициарах);
  • баланс счета на конец отчетного периода;
  • процентный и дивидендный доход в случае кастодиальных счетов;
  • доход от некоторых страховых продуктов;
  • доходы от продажи финансовых активов и иной доход, полученный от активов, расположенных на счетах
  • размер процента, начисленного на сумму вклада в случае депозитных счетов.

Хорошая новость: если баланс уже существующего — то есть, открытого до 31 декабря 2015 года — счета юридического лица не превышает 250 000 евро, информацию по нему не будут ни собирать, ни передавать.

В отношении существующих счетов физических лиц и любых новых счетов (как индивидуальных, так и корпоративных) такое освобождение не действует. Больше того: в отношении крупных счетов физических лиц, балансовая стоимость которых превышает 1 000 000 000 евро, будет проводиться углубленная проверка, включающая поверку документации на бумажных носителях и наведение справок менеджером счета.

Проверка для выявления крупных существующих счетов физических лиц должна быть проведена до 31 декабря 2016 года, а процедуры для установления налогового резидентства применительно к новым счетам должны применяться финансовыми учреждениями с 1 января 2016 года.

И что делать?

А вот однозначного ответа на этот вечный вопрос, к сожалению, нет. Очевидно только одно: начинать адаптироваться к новым правилам игры необходимо уже вчера, даже с учетом того, что в России система «заработает» не раньше 2018 года.

Разработка стратегии адаптации бизнеса под новые правила необходима просто потому, что после того, как налоговые органы получат доступ к информации о счетах, у них могут появиться вопросы по работе компании в более ранние периоды. Грубо говоря, начнется работа «по следу». А чтобы замести эти следы, недостаточно будет просто раздробить, к примеру, счета, чтобы вывести их за порог проверки.

Еще один момент, о котором не нужно забывать: сама по себе информация о наличии счета может и не привести к каким-то последствиям. А вот за некоторые операции, которые проводятся с помощью счетов и противоречат валютному законодательству РФ, предусмотрены серьезные штрафы.

И вот тут вам и поможет «Бизнес Доктор», которому известно много способов минимизировать последствия повышения прозрачности. И это работающие схемы, проверенные на практике. Так что, если в 2018 году вы собираетесь спокойно смотреть футбол, а не бегать кругами с головной болью, запишите телефон:

+7 (846) 270-46-76, 270-69-79

Бесплатная
консультация
Напишите нам о вашей проблеме,
и мы гарантируем вам бесплатную
первую консультацию!
Мы ответим вам в течение 24 часов(в рабочее время)
Расскажите нам
о своей проблеме и получите
бесплатную консультацию юриста!